Вторник, 21.05.2024, 22:05

Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания Ильиной О. В.
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

воспитательная работа

Игра или учение? Что за  вопрос! Без сомнения, школьник предпочтет игру, взрослый- учение. Философ ответит, что это разные виды человеческой деятельности. Учитель  засомневается. С одной стороны, правы те, кто выступает только за учение, не смешиваемое ни с чем. С другой, в условиях современного общества, современной школы, требуются новые методы и формы обучения, порой самые нетривиальные. К тому же учитель ( взрослый)  и ученик ( ребенок) давно перестали быть вечными оппонентами, ведь очевидно, что партнерство приносит гораздо больший результат, нежели соперничество.

Однако само сотрудничество, партнерство происходит в условиях ограниченного количество учебных занятий, при достаточно жестком условии неукоснительного соблюдения школьной программы. Казалось бы, неразрешимое противоречие! Это противоречие решится, если учитель осмелится на своих уроках применять новые ( условно новые, так как большинство- забытые старые) методы , направленные на усиление творческой, активной, поисковой  деятельности школьника.

Конечно, в копилке современного учителя есть и мультимедиа, и разнообразные цифровые ресурсы…но современному учащемуся это, как правило, уже не интересно. Школьник большую часть своего времени может проводить за компьютером и разбираться в этом гораздо лучше учителя. Многие учащиеся знакомы с ресурсами, которые преподносят свою версию известных событий, часто искаженную или весьма вольно трактуемую.  То есть на уроке ученику кажется, что данный материал ему уже знаком, и педагог ошибается, если дает другую версию событий.  Поэтому на уроке учитель  оказывается в заведомо невыгодной позиции- ему требуется не только «подать» материал ( с точным соблюдением требований программы), но и удивить школьника, заинтриговать его, подтолкнуть к исследованию, к познанию, к моделированию ситуации, к прогностической, оценочной  деятельности. Таким образом, и учитель, и ученик в условиях современного урока оказываются в позициях активных субъектов. Помочь в данной ситуации может игра, точнее, методика применения игровых приемов на уроках истории и обществознания.

Методически игры на уроках истории могут быть различны: прежде всего, выделяются две группы: игра, занимающая весь объем занятия, и игра, приводящаяся за короткое время.  «Короткая» игра не требует, как правило, серьезной подготовки и может быть импровизацией.  Учащий не вживается в эпоху, он оперирует понятиями, датами, именами…Примером такой игры может быть, например, игра «третий лишний»  , «верю-не верю», «историческое лото», «три предложения».  При достаточно хорошем владении материала можно поручить приготовление элементов игры учащимся в рамках опережающего ( или домашнего) задания. Такие игры позволяют настроиться на урок, консолидировать учащихся, внести элемент неожиданности на уроке.

Вторая, и более сложная, форма применения игры как метода обучения на уроке истории- это урок, проходящий  в формате игры. То есть моделирование определенной ситуации, выработка специфических правил «проживания» данной ситуации. При подготовке данного сценария нужно учитывать множество факторов- например, степень готовности учащихся, соотношение целей игры со средствами.   На игровом занятии проигрывается историческая ситуация, причем действующие лица как бы перемещаются во времени, заставляют прочувствовать реальность, окрашивают исторические события эмоциями. Таким образом, данная методика требует серьезной подготовки, мобилизации всех умений и навыков, причем от всех участников процесса. Примерами данной методики могут служить следующие формы нетрадиционных занятий:  деловая игра  ( в ходе игры моделируется определенная эпоха, ученик получает  роль , позволяющую изучить какой-либо аспект);  реконструкция (отличается от деловой игры  "эффектом присутствия" и некоторой провокативностью- "так могло бы  быть". Ученик может придумать персонажа, его имя, роль в данном контексте и так далее.) Подобные игры, конечно, требуют серьезной подготовки не только от учителя, но и ребенка- требуется «прожить» эпоху, воссоздать детали, «врасти» в миропонимание людей и т д.  Более простая разновидность таких игр – заочное путешествие, творческая лаборатория, историческая гостиная, театрализованное представление. Данные игры особенно актуальны для  младших школьников  или для учащихся с особенностями развития, так как позволяют прежде всего поработать с эмоциями, ассоциациями, «оживить» материал.  В то же время при проведении игровых занятий в подобной (эмоционально-направленной) форме не должно ограничиваться только воссозданием образов, картин прошлого, декораций. Важнейшая составная часть занятия- распознание эпохи, создание «смысловых якорей» в сознании, обсуждение полученной информации. Без этого, особенно без обсуждения, теряется дидактический и методический смысл игры, не приобретаются новые знания и  умения, не формируется навык ориентирования в исторической обстановке.

Для учащихся с высоким уровнем подготовки  ( или в рамках исторического, обществоведческого кружка) очень оправданно применение методики деловой игры с элементами ретроспективности. В данном случае важно корректно сформулировать проблему, над которой будет вестись работа. Игра подобного рода включает в себя не только очевидцев событий, но и их потомков, предков, вымышленных персонажей. Таким образом, за счет некоторой провокативности и модернизованности ( например, используются аргументы и методы, которых в конкретной исторической эпохе просто не существовало) соединяется оценка и воссоздание конкретной ситуации, формируется отношение к ней. Такие игры хорошо готовить с использованием методов социального партнёрства, методами проектирования и пр.  При кажущейся громоздкости именно этот вид игр дает наибольший результат, но и рассчитан на учащихся с высоким уровне подготовленности или, по крайней мере, интересующихся данной исторической ( или обществоведческой) проблемой, способными вести аргументированную дискуссию. 

Безусловно, самое главное при планировании и проведении занятия в игровой форме- помнить о цели, которая стоит перед учителем и классом. Цель определяет и  методику проведения игры. Возможно, требуется только включение детей в учебный процесс,  тогда это игры-минутки, или необходимо закрепление материала- тогда уместны и ролевые игры, и командные. При подготовке к игре особую роль играет не только общий замысел и стратегия, но и материальное обеспечение занятия, включенность всех участников в процесс.  Игра- не только эмоциональное вовлечение определенного количества непосредственных  игроков, но и настрой, общая деятельность класса.  Без поддержания деятельности класса игра как метод преподавания вырождается в некую театрализованную постановку, не приносящую задуманного, познавательного результата. Поэтому  чрезвычайно важен оценочный этап, на который часто жалеют времени, увлекшись декоративными приемами. На оценочном этапе проводится вывод всего класса из игрового состояния, анализ проведенного занятия, оценка и самооценка участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников.  Можно предоставить заключительное слово, раздать карточки для анализа игры, выслушать экспертную группу, провести общую рефлексию, анкетирование и пр.

Безусловно, игра не может быть единственным методом обучения. Ей как методу присущи некоторые недостатки.  Требуется четкое следование правилам, отработка завершающего этапа игры (рефлексия как подведение итога), готовность ( в том числе эмоциональная) следовать игре. При проведении сложного типа игр ( например, деловой игры с элементами ретроспективы) при недостаточной подготовленности учащихся возможен перенос современной логики на историческую эпоху, что нивелирует саму игру. Не все школьники могут  включаться в игру, остаются пассивными слушателями ( зрителями).  При недостаточной готовности учителя к игровым методикам игра может не соответствовать целям и задачам урока, и, соответственно, не принести нужного результата. ( из- за этого многие учителя вообще не используют игровые приемы на практике). Самый большой недостаток игры как метода обучения- несоответствие итогов игры и оценочной шкалы знаний.  Зачастую недостатком игры считается невысокая уровень научности материала, невысокий познавательный уровень деятельности, но при достаточно системной работе учителя с данным методом подобное замечание теряет смысл.  С помощью хорошо подготовленной ( и методически оправданной) игры  можно «подать» материал любой сложности. Препятствием для проведения игры может стать эмоциональный настрой участников, межличностные конфликты  ( особенно среди подростков).

Игра на уроке   - активная форма учебной деятельности. Главная цель- не только красиво «показать» историческую эпоху, но и эмоционально прожить ее, понять мотивы исторических персонажей, сформировать осознанное, мотивированное  отношение к событиям. Игра на уроке- не развлечение, а метод, требующий не только достаточного количества времени на подготовку, эрудиции, вовлеченности всех участников процесса. Ученики не только воспроизводят материал, но и преобразуют его. Методически оправданное использование игровых приемов на уроке способствует налаживанию социального контакта между учителем и учеником, помогает активизировать творческий потенциал, «наполнить» историю реальными и достаточно острыми эмоциями, которых так не хватает современным школьникам.  Игра как метод помогает усвоить историческую информацию естественным для учащегося ( то есть для ребенка) образом, создает для всех участников процесса обучения новую реальность, наполненную не стереотипами, а интересом и познанием, экспериментом и жаждой нового, реализацией способностей и активным обучением. Тогда вопрос- игра или учение- не будет решаться ни школьниками, ни взрослыми столь однозначно, потому что первое отнюдь не исключает второе.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Olgailina (15.12.2013)
Просмотров: 525 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz