Среда, 22.05.2024, 00:50

Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания Ильиной О. В.
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

методы и приемы социального партнерства

 «Методы и приемы социального партнерства в патриотическом воспитании подростка. (теория и  опыт  работы)»

Как часто приходится слышать о несовпадении интересов учеников и учителей, о сложностях  перевода, о том, что две стороны одного процесса- обучения- не понимают друг друга.  Удивительно, но в  сознании большинства уже сложился стереотипный образ учителя и ученика, и эти образы в постоянной конфронтации.  Тем не менее возможна и другая, более продуктивная парадигма поведения- социальное партнерство.

Социальное партнерство- термин, появившийся вначале как понятие трудового права, в настоящее время прочно закрепляется и в педагогике. Социальное партнерство понимается  как проектируемые и организуемые школой и педагогом  отношения равноправных субъектов, характеризующиеся добровольностью и осознанностью, моральной ответственностью за выполнение  соглашений и формирующиеся на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников, повышения качества социокультурной среды, воспитания личностей, способных решать задачи устойчивого развития. Таким образом, очевидно, что в воспитании патриотизма у современных подростков социальное партнерство может быть востребованной и адекватной системой. Это тем более важно, что именно с помощью социального партнерства возможно решить те проблемы, которые очевидны при воспитании патриотизма. Вкратце проблемы можно охарактеризовать так:  господство антипатриотической среды в культуре и окружающей повседневной жизни,  сокращенные программы преподавания литературы, истории, русского языка не дают укрепиться в сознании нормальному миросозерцанию школьника, не дает возможности должным образом причаститься русской культуре. Патриотизм -- это не "привычка". Это прежде всего то главное и сокровенное, что связывает человека с историей его страны, что заставляет его благоговейно относиться к Отчизне. К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Именно поэтому методы социального партнерства оказываются действенными, ведь они дают возможность обратиться  непосредственно к учащемуся, задействовать именно те аспекты, которые интересны конкретному человеку и в то же время направить интересы в нужное русло, в данном контексте- к воспитанию патриотизма и гражданственности.

Какие же конкретные шаги требуется предпринять рядовому педагогу, классному руководителю?  Практика показала, что среди методов применения социального партнерства наиболее эффективными оказались следующие: метод с условным названием «воспитание мечтой», метод провокации и метод с условным название «свобода». Что конкретно подразумевается?

               Метод провокации- наиболее простой но в то же время дающий минимум результата. Состоит он в том, что учащиеся ставятся в ситуацию выбора- ответа, действия, причем ситуация должна быть интересной, спорной, провокационной. Например, при изучении темы «Восстание декабристов» в рамках метода провокации уместно поставить проблему( в рамках  подведения итогов урока)- « Как вы думаете, восстание декабристов- преступление или подвиг?» , или провести урок в формате суда, причем и на этот случай заготовить несколько провокационных вопросов и ситуаций. Метод может быть использован в принципе на любом возрасте и на любом уроке, он не требует особой подготовки- учитель сам ориентируется в информации и старается направить учащихся в нужное русло: «сравните положения Манифеста Александра 11 об отмене крепостного права и Указа об отмене рабства Линкольна», «Почему Александр Матросов не мог поступить иначе? Или был иной выход?», «Как бы вы поступили на месте …?» наличие провокации в вопросе, ситуации дает возможность учащемуся ответить не как требуется по контексту урока, а задуматься над значимыми событиями для истории страны, дать ответ на ключевые вопросы, то есть он делает первый шаг к пониманию истории своей страны, внутренне осознает свою связь со страной, что является началом подлинно патриотического воспитания.  Таким образом происходит глубокое эмоциональное переживание событий, явлений, вырабатываются взгляды и убеждения, установки поведения.
               Занятия в музеях, экскурсии к памятникам, если они не сопровождаются осознанием своей связи с Родиной не только не дают патриотического импульса к воспитанию, но и отталкивают человека, воспитывают противоположные чувства- лицемерие, равнодушие, двуличность. Именно поэтому они могут сопровождаться и провокационным заданием- например, «а правда ли, что…», «говорят, что данный памятник- ошибка…» и так далее. Развенчание ошибки ( которую, может, учитель придумал полчаса назад), проживание ситуации сопричастности позволяет рекомендовать этот метод как наиболее простой в системе методов социального партнерства. 

Воспитание патриотизма- особая деятельность. Поэтому, как и любой деятельности, ему свойственно целеполагание. И если взрослый четко может представить себе цель какого- либо мероприятия, то у учащегося данный момент может вызвать сомнения. Сомнения в правильности цели, сомнения в ее наличии. В такой момент появляется негативное отношение к мероприятию, событию, деятельности в целом.  Таким образом для решения данной задачи можно использовать метод с условным название «предоставление свободы». Учащимся предлагается «вилка» возможного поведения при безусловном соблюдении некоторых условий, оговариваемых заранее. Например, условие уважительного отношения в чужому мнению, доказательств своей точки зрения, недопущения некоторых слов и выражений, некоторых действий, обязательное исполнение принятых решений и условий. Таким образом, данный метод отличается от простой манипуляции- он предполагает свободный выбор варианта поведения в строго очерченных рамках . ( В то время как манипуляция не может стать частью системы воспитания, так как предполагает сиюминутные результаты, не сообразующиеся с общей стратегией воспитания). Ребенок сам выбирает возможную цель, и от того, что данная цель выбрана самостоятельно, доказана и ее приняли, она становится более ценной. Педагогу остается лишь направить деятельность в нужное русло, подсказать адекватные формы. Конечно, в данном методе невозможно двигаться без подготовительной работы: формулировки задач, которые ставятся перед детьми, ясное и четкое представление о результате деятельности, о ее значимости. На практике подобные действия приводят к ощутимому успеху не сразу, но результат  очень заметен- появляются лидеры ( и они готовы работать с педагогом и над теми задачами, которые он ставит), выявляются проблемы, которые при обычных действиях загоняются внутрь, деятельность становится значимой. Зачастую предполагается априори, что дети интересуются тем, что им предлагают. Но это не так.  Учащимся, особенно среднего и старшего звена, интересны те цели, те идеи, которые волнуют прежде всего их. А если с помощью социального партнерства дать им возможность выразить свое мнение, выразить свою идею и реализовать ее- процесс воспитания становится более продуктивным, более глубоким, что особенно важно при разговоре о таких вещах, как патриотизм и гражданственность. Если не признавать данный метод, то педагог скатывается к попустительству или диктату, и вся система патриотического воспитания подменяется пустыми фразами и отчетностью. Для полноценной работы данного метода необходима систематическая работа с детьми, и плоды он даст не сразу.

Третий ( но не последний) метод социального партнерства, эффективный для процесса воспитания патриотических чувств и гражданского поведения- метод «воспитания мечтой». Он хорошо применим в тех случаях, когда нет четко выраженного лидера, когда социальные партнеры инертны.  Он совместим с провокативным заданием. Практически каждый здоровый человек мечтает. Ребенок, особенно в среднем и старшем звене обучения- не исключение. Как же соотнести патриотическое воспитание и мечты? Прежде всего требуется выяснить основу мечты. Материальные не столь важны (хотя и материальные мечты предполагают достижение определенного статуса), потому что в деле патриотического воспитания меркантильные соображения скорее вредны, чем полезны. Если ребенок поверил в мечту, в ее достижимость, то он способен не только увлечься ею, но и увлечь за собой. Такой подход требует педагогического опыта и чутья, но весьма результативен. Лучше всего метод иллюстрируется реальным примером.  В 8 классе обычной школы присутствовал ученик М. «Безынициативный, тихий троечник»,- так характеризовал его классный руководитель. Но во время тестирования о будущей профессии он написал, что хочет стать президентом. Подобный ответ был неожиданным и ученик на вопрос о причине такого ответа, отвернувшись, буркнул, чтобы об этом забыли, это он для смеха написал. Но когда ему заявили, что это вполне реально, он удивился. Удивился весь класс. На классном часе обсудили, какими качествами должен обладать президент, и неожиданно оказалось, что в школе действительно есть вакансия…президента школьного совета. Ученик М. начал подготовку к предвыборной кампании и выиграл ее. Таким образом, его мечта сбылась. Он действительно стал президентом, проявив в деле достижения мечты те качества, которыми, казалось бы, был обделен. В дальнейшем ученик вплоть до выпуска из школы оставался на этом посту, принимал участие во всевозможных конкурсах ( хотя успеваемость по прежнему была невысокой, но, как говорится, главное- участие). Этот пример очень показателен- добиваясь заветной мечты, дети способны на невероятное. Задача  педагога- помочь в формулировке мечты, направить в нужное русло. Например, многие дети хотели бы прославиться. Почему бы не попробовать свои силы в поисковых экспедициях? В исследовании истории района? Это не требует специальных знаний, и успеваемость здесь не важна. Также можно принять участие в деятельности подростковых клубов патриотической направленности, в исторических реконструкциях. Такой метод полезен вдвойне- налаживаются связи между школой и подростковыми, образовательными организациями, облегчается социализация подростков, формируется патриотическое мировоззрение.

В заключении хочется указать, что перечисленные методы не единственны и не являются абсолютно бесспорными. Случаются и неудачи, и риски. Партнеры могут просто не понять друг друга, быстрый результат невозможен ( что, безусловно, снижает показатели воспитательной работы), требуется систематическая и кропотливая работа по подготовке условий для реализации партнерства. Но, наверное, самое сложное- начать действовать, преодолев собственный страх. Для успешной работы мало стажа, чутья и прочего- необходима готовность воспитательной службы к нетрадиционным методам, ее открытость, прозрачность и непротиворечивость. Только в таких условиях и воспитывается патриотизм и гражданственность, которые нельзя воспитать извне, только  изнутри, воспитывая сознание человека, то есть- с помощью социального партнерства.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Olgailina (18.08.2014)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz