Среда, 22.05.2024, 02:14

Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя истории и обществознания Ильиной О. В.
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

метод проектов в системе духовно-нравственного воспитания

Использование метода проектов в укреплении духовно-нравственного здоровья подростков

Проблема  укрепления духовно-нравственного здоровья подростков  актуальна как никогда. Подросток- будущее страны, уже не ребенок, но пока еще не взрослый, очень уязвим в духовно-нравственном плане. Особенно ярко проявляется эта уязвимость в современном мире, когда обостряются социальные отношения и общественная напряженность растет, вызванная стремительными трансформациями культуры и социальных связей. Таким образом, к межпоколенному конфликту (характерному для всех времен), добавляется мировоззренческий конфликт.  Ранее подобные проблемы решались либо с помощью такого социального института, как семья, либо с помощью специальных программ, исходящих от государства и им же контролируемых- например, общеобязательной идеологии.  В современном обществе  социальные институты изменяются как идеологически, так и функционально и поэтому уже не могут играть те роли, которые играли  раньше.  Семья также  теряет свою значимость в формировании сознания ребенка. Подросток, таким образом, испытывает духовно-нравственную дезориентацию, которая осложняется господством массовой культуры, расширением практически бесконтрольных социальных сетей, общим идеологическим плюрализмом. Иными словами, проблема укрепления духовно-нравственного здоровья подростков является частью более сложного комплекса проблем современного общества, возникших по объективным причинам.  Таким образом очевидно, что отдельно взятая семья не в силах решить подобные проблемы, то основная часть решения ложится на плечи таких организаций , как школа.

Говоря о формировании духовно-нравственного    здоровья подростков, следует сделать оговорку, что духовное и   нравственное здоровье является сложным комплексом установок, ориентаций, поступков, образующих сложную иерархическую систему. В данной системе духовность  затрагивает базовые, глубинные, идеальные  моральные установки общества, нравственность же регулирует повседневное, конкретное  поведение.  Иными словами, духовно-нравственное здоровье предполагает не только знание и принятие духовных ценностей общества но и стремление поступать в соответствии с ними. Сложность той бинарной системы состоит не только в отсутствии четко определенных границ между понятиями, ее составляющими, но и во временной составляющей- духовная составляющая системы меняется медленнее, чем нравственная, но при этом части системы обуславливают существование друг друга.   Таким образом, проблема укрепления духовно-нравственного здоровья подростков состоит   не только и не столько в привитии определенных установок или в контроле за их поведением , а в формировании духовного ядра личности, которое делает  невозможным безнравственное поведение не только конкретного человека, но и всего общества в целом.  Одним из механизмов   достаточно эффективного решения данной проблемы является метод проектов.

Метод проектов  эффективен потому, что он сам по себе является целой системой, включающей в себя различные педагогические приемы, методы, решения. Работа над любым проектом  включает несколько этапов: планирование, аналитику, работу над конечным  продуктом, представление итогов работы.  Мне хотелось бы проследить этапы работы над проектами, их трудности и особенности через сравнение  конкретных примеров  реализации трех проектов - двух завершившихся- «Путешествие в страну знаний» и «Я меняю мир вокруг себя» и реализующегося в настоящее время - «Три Александра». Все проекты были в итоге направлены на решение одной проблемы- формировании духовно-нравственного ядра личности, но каждый из них имел и более узкие задачи, свои особенности в планировании и реализации работы, в конкретных продуктах и результатах.

Приведу практический пример - при работе над групповым межклассным проектом, который в дальнейшем получил название «Путешествие в страну знаний» требовалось решение  задачи затянувшейся адаптации детей, выходящих из младшей школы в среднюю ( то есть из 4 класса в 5) . Эта задача была решена с помощью более старших учащихся средней школы. В результате  планирования работы ( происходившей в форме дискуссии) родилась идея возрождения шефской помощи над младшеклассниками, и итогом работы стала большая совместная игра, обусловленная самим названием проекта.   Как результат  можно отметить не столько проведение игры, но и  возникновение новых и укрепление ранее образовавшихся социальных связей между учениками, причем как старших учащихся между собой- внутри класса, так и с учащимися младшей школы, улучшение социальной активности учащихся.  

Проект «Я меняю мир вокруг себя», наоборот, предполагал индивидуальную работу. В задачу педагога-координатора проекта входило не только определить примерные направления работы, но и организацию индивидуальной работы учащихся, обмен их мнений, выбор лучшей работы.  Так получилось, что данный проект реализовывался в условиях совместной адаптации меня как педагога к условиям новой школы так и учащихся- к требованиям нового учителя.  В данном контексте требовалось решение достаточно узкой задачи ( помимо основной цели, связанной с укрепление духовно-нравственного здоровья подростков)-  требовалось увлечь подростков изучением обществознания. В данной ситуации метод проектов оказался  очень удобен тем,  что позволил  раскрыть возможности каждого учащегося.  Поэтому и был выбран метод  индивидуальной работы.  Учащимся была предложена тема, которую, как предполагалось, и раскроют самостоятельно разработанные проекты. В данном случае конечная формулировка темы звучала как «Я меняю мир вокруг себя». Предполагалось, что старшеклассники предложат конкретные шаги или конкретное  видение какой-то волнующей их проблемы, связанной с обществом. Как только были определены основной круг проблем, волнующих подростков, началась  индивидуальная работа  с каждым учащимся, с их предложениями. По итогам работы  в школе была проведена презентация проектов, выбран победитель, причем судьями были  не только педагоги и воспитательная служба школы, но и сами учащиеся. В итоге победителем стал проект, посвященный  проблемам взаимопонимания людей различных культур.  Конкретным результатом  стало не только мероприятие. Победительница подала заявку на городской конкурс и заняла третье место в финале.  Но в данном проекте важен не успех в конкретном конкурсе – а  моральный и нравственный рост участников проекта.  Все, кто принял участие в этом мероприятии, повысили свой статус в классе и в школе, нравственно выросли, демонстрируют взрослое понимание многих проблем.  Победительница  в настоящее время демонстрирует интерес к предметам, стала гораздо успешнее, увереннее в себе, начала пользоваться авторитетом в классе, чего до проекта не было.

 Реализуемый в настоящее время проект  «Три Александра» вобрал в себя разные формы и методы работы.   В нем присутствуют  и  индивидуальная работа  с каждым учащимся, особенно на стадии планирования проекта и сбора материла, а также коллективные  формы  работы-  например,  методы и приемы социального партнерства- диспуты, тренинги, упражнения, медиация. Таким образом, сочетание приемов и методов позволяет вовлечь максимальное количество учащихся в процесс реализации проекта, помогает достаточно гибко реагировать на возникновение проблем различного рода.  Такими проблемами являются проблемы  межличностного взаимодействия, адаптация к условиям старшей школы,  непривычность к проектной деятельности в целом.   Идея проекта заключалась в следующем: через изучение биографии представителей  трех различных эпох и стран – Александра Македонского, Александра Невского, Александра Суворова- выявить то общее, что делает данных людей подлинными героями ( как прошлых  временных периодов, так и современности). Упор делается именно на глубинное понимание гражданственности, духовности, нравственности.  Работа строится на решении противоречия- кажется, что между данными людьми нет ничего общего, кроме имени , но каждый из них стал своеобразным образцом для подражания, героем не только для своего народа и времени.  Через противоречие коллективно определилось и название проекта - «Три Александра», объединившего изучение учениками биографий выдающихся полководцев  Александра Македонского, Александра Суворова и Александра Невского. Учащиеся самостоятельно в зависимости от личных предпочтений выбрали ( каждый для  себя и общее для своей группы) направления работы по каждому из трех героев  проекта.  Сначала учащиеся разделились на группы, каждая взяла определенного героя для изучения. Потом , когда набрался материал, стало ясно, что проекту  тесно в рамках изучения просто биографий. Поэтому группы стали трансформироваться, выделились инициативные  учащиеся, требующие индивидуального подхода, и после этого объединяющиеся уже в другие группы, связанные то столько именами или биографиями, а нравственными моментами, историческими и культурологическими параллелями.  В качестве примера хочется привести  идею о том, что трех Александров можно представить в виде трех богатырей- пусть никогда не встречавшихся в своей жизни, но при этом абсолютно реальных исторических персонажей.  Таким образом появилась идея «состязания» героев. Каждая группа готовила презентацию своего героя, особенно горячим оказалось чтение стихов о героях.  в настоящее время готовится конечный продукт проекта- литературно- музыкальная композиция. Особенно горячие дискуссии шли по поводу основной идеи сценария, в настоящее время основная идея сформулирована, идет творческий процесс, подбирается соответствующая музыка, основные вопросы возникают о стиле исполнения- классическом или современном, планируется набор актеров, возникает вопрос о костюмах и декорациях, музыкальном сопровождении. Таким образом, каждый учащийся в отдельности может попробовать свои силы не только как участник группы но и как самостоятельная фигура, от которой зависит в конечном итоге и результат деятельности всех.

 Хочется отметить, что после определения направленности, названия проекта, его исполнительной и целевой аудитории начинается аналитический этап. Важной составляющей при конкретной работе на аналитическом этапе реализации проекта, на мой взгляд, является формулировка девиза проекта. Девиз позволяет конкретизировать проект, его цели и задачи, помогает не растеряться в потоке информации и выбрать главное, основное.  Так, девизом проекта «Путешествие в страну знаний» являлся такой: «Вместе целая страна», а символом – Дерево Дружбы и Знаний.  Девиз проекта –победителя «Я меняю мир вокруг себя»- «Понимая других- понимаешь себя». В работе над реализуемым в настоящее время проекта «Три Александра» девизом принят такой-  «Вера. Верность. Идеалы».  Очевидная трудность в точной  формулировке  девиза окупается тем, что девиз позволяет сформулировать общую идею проекта зримо, наглядно, зрелищно. Девиз выступает и  стимулом для той группы учащихся, которые не вступили в работу на начальных этапах, потому что не поняли идеи в начале реализации проекта, не заинтересовались ею, не представляли своего участия в проекте. Девиз стимулирует  тех, кто  уже участвует в проекте, уточняет их задачи и ориентирует в проекте.  Например,  реализуемый проект «Три Александра» обрел более точные контуры именно после формулирования девиза. В данном случае на мысль натолкнула идея одного из учащихся, который предположил, что каждый из героев проекта является идеалом для кого-то и в то же время сам был верен своим идеалам, своей вере.  От данного утверждения протягиваются параллели не только общеисторические, но и нравственные, духовные, ведь это конкретные люди, в конкретное врем сделавшие свой выбор.  Таким образом,  определение девиза проекта является важной частью работы, так как именно через девиз  обретает словесную форму общая идея проекта, ее фундамент, от которого начинается построение работы. 

Работа над конечным продуктом является одним из самых затратных по времени и в то же время самым  практически зримым итогом.  Учащиеся систематизируют информацию, объединяют усилия, готовят конкретный продукт.  Любая форма представления проекта уместна, основной критерий- чувство радости, удовлетворения участников от осознания собственных достижений, приобретение ими  социальных навыков.  В зависимости от типа проекта различаются и конечные продукты. В случае с проектом «Путешествие в страну знаний» продуктом была игра, которую  подготовили и провели старшеклассники для учащихся младшей школы , итогом проекта «Я меняю мир вокруг себя» стало представление проекта на школьной конференции и дальнейшее участие в городском конкурсе социальных проектов.  Проект «Три Александра», который  в настоящее время находится в работе, предполагает создание и презентацию широкой общественной аудитории литературно- музыкальной композиции и формирование методической папки материалов, которая будет полезна для дальнейшей работы по истории в школе.  Общим же итогом проекта становится нравственный рост учащихся, формирование моральных установок и качеств, которые закладывают основу личности для каждого участника проекта.

Таким образом, каждый из этих проектов дал определенные воспитательные результаты. Так первый проект помог младшим школьникам легче и быстрее адаптироваться в средней школе, получить дополнительную социальную поддержку, а старшеклассников научить вниманию и заботе о более младших сверстниках, сформировать у них и новые социальные интересы к волонтерской работе. Проект «Я меняю мир вокруг себя» помог старшеклассникам осознать свою значимость для окружающих, попробовать свои силы, поднять самооценку , причем в одобряемой обществом форме. Проект-победитель  участвовал в городском конкурсе социальных проектов и вышел в финал. Возник интерес к более вдумчивому изучению предмета,  участники проекта проявляют активную жизненную позицию по многим вопросам, предлагают пути решения  многих вопросов, связанных с социальной и воспитательной службой школы. Предполагаемые результаты выполнения проекта «Три Александра» - сплочение  школьников, отработка навыков социально приемлемого поведения, формирование не абстрактного, а конкретного нравственного и духовного ориентира. В настоящее время проявились первые конкретные результаты- снижение уровня агрессивности, тревожности учащихся,  формирование навыков самостоятельной  работы , группового и межгруппового взаимодействия, публичного выступления,  развитие творческих способностей, толерантного отношения  к чужому мнению.  

Подводя итоги, хочется отметить, что использование метода проектов в укреплении духовно-нравственного здоровья подростков является педагогически оправданным приемом. Проект позволяет задействовать механизмы, остающиеся невостребованными при собственно учебной работе, расширяет рамки воспитательной и духовной работы с учащимися, помогает подросткам осознать свое место в мире, формирует  духовно-нравственные ориентиры.  Таким образом, усиливается прикладной, практический характер как образования, так и воспитания.  Проектная деятельность в любом виде предполагает достаточно пеструю палитру приемов и методов.  Наиболее зримый результат дают методы социального партнерства, предполагающие включенность подростков в процесс реализации проекта с начала и до конца, что помогает в подлинном, не формальном  формировании духовно-нравственного здоровья детей и подростков. То есть формируются моральные установки, которые дают основу для дальнейшего нравственного поведения личности. Иными словами, данный подход позволяет укрепить и расширить социальную интеграцию  подростков в условиях современного мира, вовлечь в общественно-значимую деятельность, причем не с помощью новых теоретических знаний, порой остающимися невостребованным грузом, но с помощью  практического навыка решения конкретных проблем в конкретной ситуации духовно-нравственного выбора.  

Категория: Мои статьи | Добавил: Olgailina (28.07.2014)
Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz